Что такое приватизация — как приватизировать квартиру в 2022 году

Что такое приватизация в 2022 году Советы юриста

Большая часть граждан РФ проживает в домах, арендованных у государства или муниципальных органов по договору социального найма. Вот уже двадцать пять лет, как такое жилье можно приватизировать и стать его собственником.

Приватизация в России в 2022 году

Что называют приватизацией


Приватизация — это передача государственного имущества в личную собственность. Имущество может быть любое — не только квартира или комната, но также земля и нежилые помещения. Благодаря приватизации появляется право собственности на жилье, а значит, такое имущество можно продать, подарить, обменять на другое имущество, оставить в наследство или передать в залог для получения кредита. С неприватизированным имуществом таких действий совершать нельзя — им можно только пользоваться.

Приватизация муниципальной собственности – это отчуждение муниципального имущества на возмездной основе в собственность юридических и физических лиц. Она осуществляется в соответствии с рядом принципов:

  1. Принцип равенства. Предполагает осуществление приватизации муниципальной собственности на равных условиях всем покупателям.
  2. Принцип открытости. Подразумевает осуществление приватизации муниципальной собственности публичным образом.
  3. Принцип возмездности. Предполагает отчуждение муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц только на за плату или через передачу в муниципальную собственность акций или долей общества, в создании которых принимает участие муниципальная собственность или которые образуются путем преобразования муниципальных предприятий.
  4. Принцип самостоятельности. Подразумевает осуществление приватизации муниципальной собственности органами муниципального управления без участия государства.

В России данный процесс стартовал еще в 1991 году, после развала СССР. Лица, получившие квартиры от различных советских предприятий, смогли оформить их в собственное владение.

История приватизации в России


В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Президент Борис Ельцин

Первый этап приватизации (1992—1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

14 августа 1992 года президент РФ подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991—1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден указом президента РФ от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».

Владимир Путин

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей.

На втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи продлевают денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993—2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 миллиарда долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Российская казна

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики. Российская Федерация, по состоянию на 1 января 2010 года, являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 акционерных обществ.

27 ноября 2010 года правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011—2013 годы».

В июне 2012 года правительство РФ приняло окончательный план приватизации крупных активов на 2012—2013 годы и на период до 2016 года. 1 июля 2013 года российское правительство утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014—2016 годы. В авангарде приватизации-2016 было размещение на Московской бирже 10,9% акций «Алросы» в начале июля 2016 года, эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей.

В декабре 2016 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка по реализации 19,5% акций нефтегазовой компании «Роснефть», которая принесла в бюджет России (с учетом приватизации «Башнефти» компанией, 10,5 миллиарда евро или более одного триллиона рублей.

Компания Роснефть

В феврале 2017 года правительством РФ был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направлений приватизации федерального имущества на 2017—2019 годы.

Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.

В федеральный бюджет РФ на 2017—2019 годы были заложены доходы от приватизации в 2017 году в сумме 138,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 13,6 миллиарда рублей, в 2019 году — 13,9 миллиарда рублей. При этом в ожидаемых поступлениях на 2017 год учтены только два крупных актива: 95,5 миллиарда рублей от продажи 10,9% минус одна акция ВТБ и 24 миллиарда рублей от продажи 25% минус одна акция «Совкомфлота».

Позже власти решили отказаться от приватизации пакета ВТБ, поскольку банк находится под санкциями ЕС и США, что может негативно сказаться на его стоимости. В мае 2017 года Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 миллиардов рублей. Приватизация 25% минус 1 акция крупнейшей судоходной компании России «Совкомфлот» планировалась на первое полугодие 2017 года, но пока не состоялась.

В одобренном правительством РФ проекте бюджета на 2018—2020 годы Министерством финансов РФ не предусмотрено приватизации крупных пакетов госкомпаний. Однако правительство продолжает работу по конкретным сделкам, многое в этом вопросе будет зависеть от рыночных условий.

Разница между государственным и муниципальным имуществом


Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Основные признаки приватизации государственного или муниципального имущества


О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов по решению собственника;
  • особый порядок старта процесса приватизации, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности


Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:

  • направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
  • утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
  • представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
  • разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.

Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.

Получение свидетельства о приватизации

Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.

Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.

Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.

Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.

Условия приватизации


Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

  • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
  • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
  • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
  • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
  • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

Кто имеет право получить жилье


В первую очередь это люди, прописанные в квартире взятой в аренду у государства по договору социального найма. Можно выделить отдельные случаи, когда к этому процессу привлекаются родственники или лица, имеющие право на такой вид оформления.

Прописка в квартире

Если на территории дома зарегистрированы несколько человек, то любой из них может отказаться принимать участие в процессе. Он не будет лишен права проживания в таком жилье. Получить имущество в личное владение граждане могут только один раз.

Вопросами оформления собственности занимаются муниципальные органы исполнительной власти. К ним можно обратиться с желанием получить жилье в собственное владение.

Какое жилье нельзя приватизировать


Право на личное владение невозможно оформить на следующие объекты:

  • жилье, находящееся в аварийном состоянии;
  • отдельные комнаты в общежитии;
  • квартиры, на территории военных городков;
  • служебное жилье;
  • помещения, находящиеся в собственности предприятий.
Аварийное состояние жилья

Сроки оформления


Первоначальные сроки, рассчитанные на процедуру оформления длились по 2007 год. Но впоследствии этот период несколько раз продлевался. В соответствии с последним постановлением Президента РФ, граждане имеют право бесплатно получить имущество в личную собственность до 1 марта 2017 года.

Если смотреть на историю института приватизации в России, то сложно говорить о том, что эта дата может стать конечной или сроки продлят еще на год. Существует множество дискуссий на эту тему. Но одно можно сказать точно. Длительность процесса зависит от того, до какого времени законодательные органы будут лояльны к гражданам.

Плюсы и минусы приватизации в 2022 году


Все зависит от конкретной жизненной ситуации человека или семьи. В некоторых ситуациях минусы несущественны в сравнении с преимуществами, которые несет приватизация. В других — напротив, могут иметь решающее значение и лишать приватизацию всякого практического смысла.

Плюсы и минусы
Человек, приватизировавший квартиру, становится собственником, владельцем объекта недвижимости. В некоторых случаях это может быть ликвидная и дорогая собственность.
Недвижимость достается бесплатно, без выкупа или дополнительных трат. В ходе процедуры приватизации оплачиваются только госуслуги по оформлению смены собственника.
Приватизированное жилье можно использовать в качестве источника пассивного дохода: например, сдавать его в аренду частному или юридическому лицу.
С приватизированным жильем можно совершать любые сделки, использовать его в качестве кредитного обеспечения, занимать деньги под его залог.
Владелец приватизированного жилья имеет право проводить внутри квартиры перепланировки (разумеется, по согласованию с БТИ, чтобы исключить причинение ущерба несущим конструкциям здания в целом). В случае социального найма жильцы имеют право лишь делать косметический ремонт.
Из приватизированной квартиры нельзя выселить, даже за огромные долги по квартплате. Тогда как договор социального найма может быть расторгнут в любое время, если жилец нарушает его условия.
Расходы на содержание жилья значительно повышаются. Квартплата возрастает сама по себе, плюс к ней добавляется ежемесячная плата за капитальный ремонт здания. Этот факт нередко становится весьма неприятным сюрпризом для многих семей. А для одиноких пенсионеров может стать настоящей проблемой.
Владельцы приватизированных квартир платят налог на недвижимость. Обычно это 0,3% кадастровой стоимости жилья ежегодно. Это небольшая сумма, но все же дополнительная трата, взамен которой вы, фактически «ничего не получаете».

Документы


Основные документы, которые необходимо получить и предоставить для приватизации:

  1. Письменное согласие лиц, проживающих в доме. Если один из проживающих изъявит отказ, то его необходимо письменно оформить и заверить в нотариальной конторе.
  2. Разрешение на участие несовершеннолетних. Получить его необходимо от органов опеки за шесть месяцев до оформления собственности. Дети в возрасте от 14 лет также должны подписать письменное согласие. Если не будет получено разрешение от органов опеки, могут отказать в праве регистрации имущества.
  3. Удостоверения личности каждого из жильцов. Исходя из возраста лиц, необходимо предоставить паспорта или свидетельство о рождении.
  4. Договор социального найма. Следует предоставить оригинал документа или заменяющий его ордер, соответствующий установленному образцу.
  5. Выписка лицевого счета ЖКХ. Понадобится для подтверждения отсутствия задолженности по коммунальным выплатам.
  6. Выписка из домовой книги. Получить ее можно в паспортном столе.
  7. Справка из Росреестра. Подтверждает факт того, что участники используют право на получение собственности впервые.
  8. Технический паспорт квартиры или дома. Оформляется в БТИ. Если была перепланировка, то свидетельство необходимо оформить заново.
  9. Свидетельство из ЕГРП. Необходимо для подтверждения того, что жилье приватизируется в первый раз.
  10. Заявление на приватизацию. Необходимо получить специальный бланк у органов власти, контролирующих оформление процедуры приватизации.

Список представленных документов может варьироваться, в зависимости от возможного внесения нововведений в законодательство, региона и конкретного органа, контролирующего процесс оформления.


Наименование документа Образец
Образец заявления для приватизации жилого помещения Ссылка для скачивания
Образец заявления для приватизации нежилого помещения Ссылка для скачивания

Способы приватизации государственного и муниципального имущества


Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества, последние становятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются общие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК).

Приватизация унитарного предприятия в акционерное общество

Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе установить специальное право на участие в управлении акционерными обществами, созданными на базе приватизированных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием общества, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, несмотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и менее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретаемых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денежных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяются нормы Закона о приватизации.

Процедура приватизации муниципального имущества


Вся процедура приватизации муниципального имущества урегулирована законодательно и предусматривает весь процесс принятия решения и его реализации в отношении того или иного муниципального имущества.

Основу составляют четыре этапа приватизации. Первый этап предполагает составление прогноза приватизации имущества муниципалитета. При его разработке рассматриваются предложения от органов исполнительной власти относительно имущества, находящегося в их ведении. Данный план утверждает ОМСУ ежегодно. План содержит список тех предприятий и учреждений, которые предполагается приватизировать в финансовом году. Кроме того, в плане содержится и краткая характеристика каждого из объектов и планируемые сроки приватизации.

Будильник и дом

На втором этапе происходит непосредственно утверждение решения о приватизации. Это решение принимается опять же ОМСУ на основании утвержденного ранее плана приватизации. В решении содержатся основные положения:

  • перечисление имущества и его характеристики;
  • метод приватизации;
  • нормативная стоимость имущества;
  • срок предоставления рассрочки (на случай ее предоставления);
  • иные важные сведения для процесса приватизации.

На третьем этапе происходит непосредственно приватизация муниципального имущества определенным законодательно методом. Способы приватизации также законодательно предусмотрены:

  • преобразование муниципального предприятия в открытое акционерное общество;
  • процесс продажи имущества через аукцион;
  • процесс продажи имущества через проведение специализированного аукциона;
  • продажа на конкурсной основе;
  • приватизация через публичное предложение;
  • продажа без объявления стоимости;
  • внесение имущества как вклада в уставный капитал.
Покупка имущества через аукцион

На четвертом этапе ОМСУ должны предоставить отчет о выполнении или невыполнении плана по приватизации за отчетный финансовый год. Происходит это не позднее 1 мая, следующего за отчетные финансовые года.

Как подать документы

Документы для приватизации можно подать лично или через Госуслуги. При приватизации лично через МФЦ нужно прийти в один из территориальных центров. В какой именно — не важно, можно выбрать тот, который удобнее расположен. На месте заполнить заявление по образцу или подписать заполненное приемщиком документов, приложить к заявлению пакет документов. Заявление должны подписать все участвующие в приватизации лица.

Сотрудник МФЦ примет документы и выдаст документ-опись с ориентировочной датой, когда можно прийти за результатом. Если заявление удовлетворят, в следующий визит можно подписать договоры о передаче квартиры в собственность. На получение должны прийти все участники приватизации с паспортами и подписать договор в присутствии работника МФЦ.

МФЦ

Подписанный договор следует подать также в МФЦ или в отделение Росреестра, чтобы зарегистрировать право собственности.

Подать напрямую заявление через госуслуги можно не во всех регионах. Для подачи заявления следует найти услугу приватизации через поиск, заполнить заявление и приложить документы. Если понадобится, орган власти, который рассматривает документы, пришлет уведомление на электронную почту и попросит лично явиться с документами.

Особенности процедуры

Закон, регулирующий приватизацию предполагает, что она бесплатна. Единственные затраты пойдут на приобретение документальных форм и оплату нотариальных услуг.

В настоящее время остаются актуальными основные положения законодательства, утвержденные в 1992 году. Процесс оформления не изменился, единственное, что следует учесть — это временной период, в который необходимо уложиться, если хочется получить имущество в собственное владение. Рассмотрим подробнее на какой промежуток времени государство установило приватизацию.

Расходы и налоги


При оформлении собственности в обычном порядке физическими лицами уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей с каждого участника приватизации. Если речь идет, об участках земли, подпадающих под «дачную амнистию», плата за регистрацию составит всего 350 рублей. Расчет государственной пошлины для юридических лиц осуществляется по следующей формуле:

  • 0,1% от стоимости имущества;
  • не более 60 тысяч рублей.

Если осуществляется приватизация унитарного предприятия, то при расчете его цены учитывается весь хозяйственной комплекс. По закону, цена имущества в кадастровой документации не может быть больше рыночной.

После приватизации и получения всех необходимых документов, по истечении налогового года, необходимо заплатить налог, а размере 0,3% от его цены.

Налоги на недвижимость

Права на жилье после приватизации


Каждый человек прописанный в квартире может самостоятельно распоряжаться ее частью, которая ему принадлежит по праву собственности. Отдельные доли возможно продать или сдать в аренду так же как и всю квартиру полностью.

Когда могут отказать в приватизации


Отказать в приватизации могут, если:

  • заявитель предоставил неполный пакет документов;
  • в приложенных документах обнаружились несоответствия;
  • квартира входит в состав специального жилищного фонда;
  • квартира не принадлежит муниципалитету;
  • квартира находится в аварийном доме;
  • человек уже принимал участие в приватизации;
  • в договоре не указаны несовершеннолетние дети, и нет согласия органов опеки и попечительства.

Если отказ связан с неполным пакетом документов, нужно получить недостающие бумаги и приложить их к заявлению. Если при проверке обнаружат несоответствия, их придется устранить.

Например, если в договоре найма и в техническом паспорте указана разная площадь, придется получить справку в БТИ, что эта разница связана с технической ошибкой. Дело в том, что прежние и нынешние средства измерения отличаются — у современных погрешность меньше, поэтому в площади может быть расхождение.

Если квартира входит в состав специального жилищного фонда или не принадлежит муниципалитету, остается надеяться, что через какое-то время ситуация изменится: например, жилой дом все-таки передадут в собственность муниципалитета. Тогда можно подать новое заявление. Если квартира находится в аварийном доме, придется дождаться переселения и приватизировать уже новое жилье.

Если человек уже участвовал в приватизации, квартиру может приватизировать кто-то другой из прописанных родственников. Но в этом случае человек получит долю в квартире, только если родственник, оформляющий приватизацию, согласится подарить или продать ему часть жилья.

Передача доли в квартире

Если причина отказа — отсутствие в договоре несовершеннолетних детей, нужно получить разрешение органа опеки и попечительства на приватизацию без них или включить детей в число сособственников. Второй вариант намного проще, но если соберетесь продавать эту квартиру до совершеннолетия детей, придется получать разрешение на продажу в органах опеки и попечительства.

Результаты, особенности и проблемы приватизации в России


Основная задача разгосударствления — переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.

Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной. Эксперты считают, что приватизация нанесла тяжелый удар экономике России. Многие активы перешли в частные руки по сниженным ценам, что не позволило государственному бюджету получить желаемый доход. Низкая стоимость продажи имущества привела к тому, что инвестиции в предприятия стали нецелесообразными. Следствием этого стало отсутствие строительства промышленных объектов как таковых за последние двадцать лет.

В России сегодня больше миллиардеров, чем в любой другой стране. При этом производство намного уступает даже развивающимся странам по темпам роста и объему выпуска. Основная проблема заключалась в отсутствии стратегии у государства. Сегодняшнее положение так же показывает, что государство мало заинтересовано в управлении своими активами. В ходе приватизации государство самоустранилось от экономической жизни общества, в надежде, что частный сектор повлияет на развитие экономики самостоятельно.

Но существуют и положительные результаты приватизации, среди которых:

  1. Ликвидация абсолютной монополии государственной власти и собственности.
  2. Создание нового класса собственников, имеющих политическое и социальное влияние.
  3. Формирование фондового рынка
  4. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций.
  5. Перераспределение имущества обошлось без глубоких социальных потрясений.

Таким образом, приватизация в России привела к обогащению небольшой группы людей. Отсутствие стратегии приватизации лишило государство существенных доходов. Население осталось недовольно итогами разгосударствления, что снизило доверие к политической власти.

Оцените статью
Наши кварталы
Добавить комментарий